Новое в Налоговом кодексе: консолидированная группа налогоплательщиков
В середине ноября прошлого года в Налоговый кодекс были внесены значительные изменения. Основной их стало введение нового субъекта налоговых правоотношений – консолидированной группы налогоплательщиков.Этот институт давным-давно дебатировался, на сайте Министерства финансов, на странице с основными направлениями налоговой политики, висели слова о намерении скорого введения такой группы…
И всё же изменения произошли внезапно. Был введён целый новый раздел, отчего Налоговый кодекс вырос на тридцать одну статью – согласитесь, неплохое такое обновление.
Однако консолидированной группе налогоплательщиков посвящены отнюдь не все эти статьи, а только шесть из них. Однако, как представляется, они составляют половину внесённых изменений.
Итак, что же представляет из себя такая группа?
На основании статьи двадцать пять прим один под консолидированной группой налогоплательщиков следует понимать добровольное объединение ряда плательщиков налог на прибыль. Причём группа эта должна быть объединена на основании договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Действует такая группа только в отношении подсчёта размера налога на прибыль. Налог на прибыль высчитывается по итоговой, совокупной сумме доходов и расходов всех участников такой группы.
Причём помимо простых участников договора о создании консолидированной группы законодатель указал на ответственного участника. Это организация, на которую договором возлагаются обязанности по подсчёту и уплате налогов. Ответственному участнику принадлежат все права и обязанности плательщика налога на прибыль.
Основным условием создания консолидированной группы является непосредственным или косвенным (т.е. через участие в капитале других юридических лиц, которым напрямую принадлежит доля в этом юрлице) участником в капитале другой организации. Доля этого участия должна составлять не менее девяноста процентов.
Причём размер этой доли не должен падать ниже девяноста процентов на протяжении всего существования консолидированной группы, иначе она может быть признана недействующей, а договор о её создании прекратить действие.
Другое условие – намного более тяжёлое. Совокупный налог на добавленную стоимость, акцизы и т.д. за предыдущий год должен составлять не менее десяти миллиардов рублей. Таким образом, это должны быть очень крупные компании, малый бизнес вряд ли сможет создать консолидированную группу.
Объём совокупной выручки всех потенциальных участников группы должен равняться не менее чем ста миллиардам рублей. При этом участниками группы не могут быть банки, разве что все остальные участники группы также являются банками. То же самое относится к стразовым организациям. При этом в принципе не могут быть участниками консолидированной группы клиринговые компании и организации, занимающиеся игорным бизнесом.
Таким образом, несмотря на появление столь ожидаемого правового института, пока что доступ к нему практически закрыт. Представляется, что со временем государство сможет понизить требования в части размера выручки или суммы совокупного налога. Пока что, видимо, надо будет «обкатывать» нововведение и выискивать все лазейки, которые оно дало организациям на практике.
Восемь лет назад Открытое акционерное общество «Мосэнерго» за относительно небольшую сумму.
Дата размещения: 10-03-2012, 20:47
- Раздел: Изменения в законодательстве