Советы юриста: как написать лицензионный (авторский) договор
В месяц выходит только одной фантастики около ста книжек, причём восемьдесят из них принадлежат отечественным авторам. И на каждую из этих книжек пишут лицензионный (авторский) договор. Реже подписывают договор авторского заказа. Что должно быть отражено в этих договорах, т. е. каким должно быть их содержание?Содержание лицензионного договора составляют условия, устанавливаемые соглашением сторон. Такими условиями являются предмет, способы использования произведения, срок, на который передаётся право, территория, на которой можно осуществлять использование передаваемым исключительным правом, размер вознаграждения и (или) порядок определения вознаграждения, форма договора и другие условия.
Сторонами лицензионного договора выступают лицензиар и лицензиат. Чаще всего на стороне лицензиара выступает автор или его наследник-правопреемник, на стороне лицензиата – издательство (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). Основным правом лицензиара является право на вознаграждение, а основной обязанность лицензиата, соответственно, выплата вознаграждения в определённый договором срок.
При исключительной лицензии лицензиар гарантирует то, что является обладателем передаваемого исключительного права. Также может быть предусмотрено, что лицензиар имеет право на информацию об использовании передаваемого по договору исключительного права, право на ознакомление с соответствующей документацией (чаще всего бухгалтерской) и так далее. В свою очередь, лицензиат обязуется предоставить такую информацию в порядке, предусмотренном договором или соглашением сторон.
До замены конструкции авторского договора конструкцией договора лицензионного велись споры о том, что же является предметом такого договора: само произведение или исключительные права на него . В настоящее время законодатель чётко указал, что предметом лицензионного договора является право использование произведения.
К сожалению, формулировка недостаточно чёткая. Если мы говорим о простой (неисключительной) лицензии, то в самом деле лицензиату передаётся только право использования произведения. Если же мы говорим об исключительной лицензии, то следует говорить также о предоставлении права распоряжаться исключительным правом.
Что из себя представляет исключительное право? Цивилисты не пришли к единому мнению в понимании этого явления. Понятие исключительного права берёт начало из теории частноправовй монополии, которая была в XIX в. разработана Рогэном. Учёный заметил, что сущность авторского права не в разрешении, а в запрещении использования результата своего труда. В России начали разработку конструкции исключительного права Г.Ф. Шершеневич, А.А. Пиленко и Я.А. Канторович.
Своё окончательное развитие концепция исключительного права получила в трудах В.А. Дозорцева. Вслед за Шершеневичем и Анненковым, Дозорцев относит исключительное права к абсолютным, однако отмечает их своеобразие. Учёный предлагает именовать исключительное право ослабленным абсолютным в силу того, что это право составляют только два правомочия (в отличия от трёх, присущих иным абсолютным правам): это использование и распоряжение. Объектом использования выступает результат интеллектуальной деятельности, а объектом распоряжения – право на использование такого результата.
Сущность исключительного права заключается в предоставлении определённому (исключительному) кругу лиц осуществлять указанные выше правомочия в отношении того или иного результата интеллектуальной собственности. Лица, не являющиеся правообладателями, не имеют права без разрешения последних использовать результат интеллектуальной деятельности .
Однако следует отличать право на результат интеллектуальной деятельности и право на материальный носитель. Например, собственник экземпляра литературного произведения вправе совершать любые действия, не запрещённые Гражданским кодексом, не спрашивая на то разрешения владельца исключительного права.
Дата размещения: 13-03-2012, 00:28
- Раздел: Интересная судебная практика